СТРАСТЬ КАК СМЫСЛ ЖИЗНИ

Первые гастроли 2000 года в Сургуте состоятся 12 января. Театр Романа Виктюка приезжает в наш город со своим знаменитым спектаклем по пьесе Жана Жене "Служанки". Пьеса интерпретирована Виктюком как символическая декадентская драма. Любовь, ироничность, грациозность, нереальность - вот атмосфера, царящая на сцене.
По воле автора в спектакле играют только мужчины: Сергей Виноградов, Леонид Лютвинский, Николай Добрынин, Владимир Зайцев. Именно это сделало спектакль скандально известным во всем мире. Но скандал - это не всегда плохо, иногда он сопутствует всему неординарному и удивительному. "Служанки" тому подтверждение. Эстетическое изящество, утонченность, ироничность, погружение в нереальное - вот атмосфера, безукоризненно точно созданная всеми участниками спектакля. Пьеса сыграна как спектакль в спектакле, как драма травести, попавших в западню своей собственной игры. Сочные световые пятна - черное, белое, красное, длинные юбки служанок, завораживающие изысканные одежды Мадам, ярко выбеленные лица - все это наряду с людьми, есть персонажи спектакля, персонажи-символы. Кровь и смерть, мрак и свет, верх и низ соприкасаются и объединяются, перемешиваются и разделяются.
Роль Мадам в виктюковской постановке исполняет Сергей Виноградов, который взбудоражил критиков и общественное мнение своим нестандартным исполнением роли. Кстати, известность к актеру пришла именно после этого спектакля. Вместе с известностью возникли и некоторые проблемы в личной жизни Виноградова. "Я, как говорится, не по этой части. Хотя были моменты, особенно "в эпоху Виктюка", когда всем казалось наоборот. Один сумасшедший балетоман преподносил мне в финале "Служанок" огромные букеты цветов. Во время гастролей в Риге меня чуть не похитили какие-то странные люди. Организаторы гастролей даже вынуждены были переселить меня в другую гостиницу и приставить двух телохранителей. В то время мне было не до шуток. Кто-то прислал золотое кольцо с какими-то мерцающими камешками. С этого все и началось. Сначала я думал, что это мой поклонник-театрал. Потом выяснилось, что их целая группа..."

Владимир Зайцев сыграл в спектакле Соланж. Об этой роли он говорил, что играть ее было очень тяжело. "Каждый раз меня будто вдавливают в землю... Очень труден первый шаг на сцену. Как только выйду - сразу же начинается усталость. Нет того, о чем писал Михаил Чехов, - полета. Только мука".

Чтобы понять всю тонкость и сложность постановки, надо иметь хотя бы минимальное представление об авторе пьесы. Жан Жене - писатель сложного и во многом трагичного мировоззрения. Гомосексуалист, вор, впервые попавший за решетку десятилетним мальчишкой. Там он навсегда пристрастился к миру вседозволенности. В молодости, будучи уже известным писателем, он едва избежал смертной казни. Практически все его произведения написаны в тюрьме. Несмотря на все это, Жан Жене - один из ярчайших писателей французского интеллектуализма. Его "Служанки" - отнюдь не банальная криминальная история двух сестер-служанок, задумавших отравить свою хозяйку Мадам. Это возвышенная пьеса о трагизме бытия, о столкновении мечты и реальности.
Но Виктюк не следует "букве" пьесы, он создает свой спектакль: вокруг текста - его образ. Он ищет эхо. Почти в каждой реплике, даже в словах. И это эхо выражено пластически - в жестах, танцах и в музыке.

По материалам российской печати подготовила Наталья Аркадьева




Владимир Зайцев

Rambler's Top100

Сайт управляется системой uCoz