Театральный курьер
ноябрь 1999 г.

САЛЬЕРИ И РУССКАЯ РУЛЕТКА
«Сальери forever». А. С. Пушкин. Театр-центр им. М. Н. Ермоловой


Согласитесь, сделать открытие в трактовке Маленьких трагедий Пушкина трудно. Однако постановщику спектакля «Сальери Forever» В Театре-Центре Ермоловой Вадиму Данцигеру это удалось. Для этого понадобился взгляд скептика и атеиста.
Под загадочным названием «Сальери Forever» — скрываются «Пир по время чумы», «Каменный гость» и «Моцарт и Сальери». Данцигер объединил их сквозным приемом театра в театре, нанизал друг на друга. Режиссер выстроил театр без границ. «Пир. ..» стал спектаклем, в котором блеснула Лаура, Ей досталась роль «задумчивой Мери», исполняющей «жалобную песню». Актриса Анжела Белянская, помимо Лауры и Мери, сыграла еще и роль Смерти. Знаю, что некоторым смерть кажется привлекательной, но столь прекрасной Смерти я еще не встречала. Она безобидна, и бутафорская коса в ее руках выглядит совсем не страшным реквизитом.
Смерть, по режиссерскому замыслу, не правит миром, а находится в подчинении. Она служит Сальери. Причем ему служат еще две прекрасных дамы: Фемида и Муза. A он как злой гений дирижирует ими. Только исполняют они — музыку Моцарта.
Сальери, как видно из названия, становится главным героем спектакля. В исполнении Алексея Шейнина он почти убеждает нас в своем праве, даже в необходимости и долге, совершить убийство Моцарта, которое представляется ему актом правосудия. Судьба искусства для Сальери ценнее жизни Артиста, даже такого, как Моцарт. Рядом с немолодым, импозантным, рассудочным Сальери Моцарт кажется дурашливым гонцом, безалаберным воздушным шариком, который летит без серьезных намерений, однако поднимается в безбрежную высь. Родион Юрин играет мальчишку с плохими манерами, небрежно одетого, абсолютно безденежного. Однако ни бедность, ни сбитый на бок парик не отталкивают истинную женщину. Бегущая от лаек Сальери Муза легко отдастся наивному Моцарту.
Пусть Сальери умен, а Моцарт наивен. «Слепой скрипач» мог обмануть Моцарта, Сальери же мгновенно раскусил его «слепоту». Да, такого человека не обманешь, он может обмануться только сам, что он и пытается сделать, когда путает бокалы — свой и Моцарта. Он словно играет в «русскую рулетку». Он почти честен, за него решает Рок. Роль Рока делится на троих: на Музу, Смерть (она же Луиза и Мери) и Фемиду (она же донна Анна).
Сложносочиненная история с донной Анной (актриса Татьяна Шумова), заманивающей негодяя Гуана, чтобы убить, не соответствует авторскому замыслу.
Владимир Зайцев — Гуан обладает таким сильным мужским началом, что любая донна себя забудет. Он абсолютно убедителен. Принимая смерть от рукопожатия, виртуозно «играет в ящик». Его гибель несправедлива (ведь ее вершат не Небеса). Пушкин доверил правосудие Статуе, за которой стояла воля Всевышнего. Режиссер доверил его обычной женщине, и вышло не правосудие, а месть.
Спектакль полон не разгадывающихся загадок и неясных иероглифов. Актерам не хватает ансамблиевости. Но в режиссере очевидны дерзость и стремление говорить от себя. Свежий ветер бродит по стареющему театру.

Ольга Носова




Владимир Зайцев

Rambler's Top100

Сайт управляется системой uCoz