Журнал "Наше кино"
№6(20)
2006 год

СЕДЕЧНЫЕ ХРОНИКИ
(фрагмент статьи)

Посмотреть на то, как актер Анатолий Белый проводит операцию на ceрдце, а Марат Башаров взволнованно за этим наблюдает (как муж той, которая лежит на операционном столе) — от такого зрелища мы не могли отказаться, И напросились на съемочную площадку нового фильма Абая Карпыкова «На полпути к сердцу» (рабочее название), который снимается по заказу у Первого канала. Начало операции назначено на 10 часов утра. Итак, отсчет пошел…


10.00. Несмотря на ранее утро, все уже в сборе, что для медлительных киношников — большая редкость. Отправляемся непосредственно в операционную (построенную в 7-м павильоне «Мосфильма» и практически не отличимую от настоящей). В центре комнаты стоит операционный стол. На нем лежит жена героя Башарова Эмили (польская актриса Каролина Грушка). Вокруг девушки суетятся другие актеры — сплошь в белых халатах и шапочках. В том числе сам Марат и главный хирург Алексей (Анатолий Белый). До начала операции осталось совсем чуть-чуть…
10.05. По команде режиссера актеры полностью проигрывают первую часть «больничной сцены». Если в двух словах, то она сводится к тому, что девушка просит позвать в операционную своего мужа, и Алексей, немного подумав, с ней соглашается.
И просит медсестру пригласить в операционную мужа Эмили. Тот на самом деле уже давно стоит в комнате. Отсчитан положенное количество секунд, он входит в поле зрения камеры и склоняется над женой. На этом данный эпизод завершается. Теперь нужно снять к нему крупные и средние планы. И первый на очереди — Марат.
10.15. Пока идут репетиции, разглядываем «больную». У нее действительно изможденный и усталый вид,
— Прикрой ей левое плечо, а правое — приоткрой, — отдает распоряжение режиссер, от слеживая все по монитору.
И дает команду на начало съемок. Однако тут же их останавливает. Кто-то из актеров начал поправлять уже поправленную простынь и тем самым разрушил композицию.
— Не трогать простынь! — гневно откликается на само управство режиссер и отчитывает актера: — Для этих дел есть специальные люди, Они что надо поправят. Вы — актеры. Играйте глазами и телом. Но не руками!
10.30. На втором дубле простынь уже никто не трогает. Все проходит без заминок. После чего камеру начинают устанавливать в противоположном углу — для того чтобы снять врачей, которые стоят по другую сторону операционного стола.
11.15. С крупными планами Белого и его помощников покончили довольно быстро. Теперь нужно снимать продолжение сцены. По сценарию, пока врачи готовят девушку к операции, Марат должен всячески ее успокаивать, задавая разные вопросы.
11.20. — У нас 40 минут осталось до ухода Марика! — объявляет съемочной группе директор Сергей. И режиссер в срочном порядке дает команду на продолжение съемок. Как назло, первый дубль актеру не удается. По сценарию, он должен был проигнорировать замечание доктора и опять спросить жену про ребенка:
— А какое у тебя любимое имя мальчика?
Во время съемки актер сбился и два раза поинтересовался у жены именем девочки, тем самым запоров кадр.
— Ой, все напутал! Надо было про мальчика спросить! — остановил сам себя Марат.
А режиссер, воспользовавшись паузой, просит актеров играть «подинамичнее». В итоге второй дубль получился таким, каким нужно.
12.40. Прямо над операционным столом декораторы возвели стеклянный купол, По сценарию, вокруг него должны стоять люди и наблюдать сверху за тем, что творится внизу. Снимать этих людей будут после обеда. А сейчас режиссер просит перенести камеру на второй этаж — чтобы показать операцию их глазами.
15.30. Обед должен был закончиться в 14.45. Но к означенному сроку все, как обычно, опоздали. И съемки начались только в 15.30.
На этот раз их главной примой стала Мария Порошина — по сюжету жена Анатолия Белого. Вместе с другими врачами ей нужно наблюдать сверху за ходом операции (первой с использованием «стэнта») и очень волноваться за мужа, который этот «стэнт» и изобрел.

Узнав мизансцену, Мария вместе с главным врачом (Владимиром Зайцевым) поднимается на второй этаж. И оттуда ждет указаний режиссера.
— Маша должна стоять поближе к Володе, а Володя — к Маше, — просит актеров режиссер.
А всем остальным участникам сцены тоже предлагает скучковаться. И по команде «Мотор!» смотреть то вниз, где якобы идет операция, то прямо перед собой, где якобы висит экран, на который выводится картинка, снятая камерой «стэнта». Чтобы актеры наблюдали за операцией заинтересованно, режиссер вкратце рассказывает им, в чем ее суть:
— Представьте, что мы ввели в организм этот «стэнт». Вот он идет по сосудам, снима ет все, что «видит». Потом доходит до сердца. И там раскрывается, чтобы расширить сосуды. Понятно?
Актеры согласно кивают головой. И съемки начинаются.
15.50. По сценарию Маша Порошина и Владимир Зайцев не только наблюдают за операцией, но и о чем-то между собой переговариваются. О чем именно — расслышать снизу невозможно (а на втором этаже для журналистов нет места). Поэтому искомые реплики вычитываем в сценарии. Согласно им, главный врач очень недоволен тем, что Белый впускает в операционную постороннего человека — героя Башарова. И выговаривает за это жене хирурга (то есть Порошиной), называя его нарушителем. Порошина не дает мужа в обиду. А когда операция успешно завершается, победоносно замечает:
— Отец говорил, что любое открытие — это нарушение правил. Поэтому только нарушители их и совершают!
С чем главному врачу приходится согласиться.
Означенная сцена никаких сложностей у актеров не вызывает. Они легко проигрывают ее несколько раз. После чего съемки завершаются: операция закончена!


О ФИЛЬМЕ «НА ПОЛПУТИ К СЕРДЦУ» — РЕЖИССЕР АБАЙ КАРПЫКОВ
— Мне показалось, что ваш фильм — это фактически история Моцарта и Сальери…
— В некотором смысле — да. Есть два друга. Один талантливый, другой — не очень. И отсюда появляется зависть. Но сюжет держится не столько на зависти, сколько на соперничестве двух друзей. Они вместе влюбляются в одну и ту же женщину. Она выбирает, естественно, одного. А второй уезжает за границу.
— Герой Марата?
— Да. Но он не обретает там счастья. И через несколько лет возвращается в Россию. Больше того: он привозит с собой жену, которая появилась у него там, за океаном. И здесь спасает ей жизнь.
— С помощью своего друга, который ее оперирует?
— Да. С помощью друга, с которым они разошлись и которого он предал в свое время. Но тот нашел в себе силы простить и забыть прошлое.
— То есть в конце побеждает дружба?
— Конечно. У нас полный хэппи-энд.
— Чем привлекла эта история? И откуда она взялась?
— Взялась она из сценария, который мне дали почитать. А заинтересовал он меня тем, что повествует о врачах, которых у нас в кино очень редко показывают. И еще тем, что это 80-е годы. Для меня это очень интересное время, поскольку на него пришлась моя молодость. Я вспоминаю те надежды и мечты, которыми мы тогда жили. Вспоминаю ощущение радостных перемен, которые вот-вот должны были нагрянуть. И мне хочется насытить фильм этими ощущениями, сделать его светлым, радостным.
— Время действия в картине не меняется?
— Меняется, и еще как! Начинается все в 80-е. И длится до сегодняшнего дня. То есть финал картины -это 2006 год.
— А премьера на какой год назначена?
— На следующий, 2007-й. Дай Бог, к весне все смонтируем и в апреле фильм уже выйдет на Первом канале. Кстати, «На полпути к сердцу» -это рабочий вариант. Не исключено, что у фильма будет другое название.

Евгений Безбородов




Владимир Зайцев

Rambler's Top100

Сайт управляется системой uCoz