Кiевскiй Телеграфъ
№39 (132)
21-27 октября 2002 г.

ВРЕМЯ ПОЛИТИКАНОВ
«Золотой Лев» получился не очень золотым


Те, кого еще пятнадцать лет назад кормили перспективами светлого коммунистического будущего, конечно же, помнят, что эти счастливые времена, которые должны были вот-вот наступить, обещали стать сплошным праздником. Благодаря научно-технической революции за нас все должны были делать умные машины, мы же были обречены на свободное от зарабатывания средств к существованию творчество. И хотя идея эта оказалась сколь соблазнительной, столь и утопичной, она никогда не выветрится из наших голов. Желание нескончаемого праздника, который всегда с тобой, происходит из глубин природы всякого живого существа.
Своеобразной моделью такого праздника, который способен пробудить подчас глубоко затаенные творческие ресурсы человека, является театральный фестиваль. Событие сие, открываемое, как правило, песнями, плясками и фейерверками, дает возможность на протяжении недели, двух, а то и месяца смотреть каждый божий день несколько спектаклей, забыв на время о навязанной обществом потребления изнурительной борьбе за существование. Международный театральный фестиваль "Золотой Лев", проводимый во Львове каждые два года его создателем и художественным руководителем Ярославом Федоришиным и командой возглавляемого им театра "Воскресіння", за тринадцать лет подарил как актерам, так и зрителям много счастливых денечков.
На первом "Золотом Льве", который проходил в октябре 1989 года, жюри даже не смогло распределить три призовых места, настолько сильной была конкурсная программа. В те годы неисполнившихся надежд Андрей Жолдак радовал своей инсценизацией прозы Винниченко; Валерий Бильченко сразил всех "Археологией"; Петр Ластивка привез из Тернополя карнавальную "Викторину", которая приятно удивила даже видавших виды московских критиков; из Харькова доставили смело для тех лет поставленного Александром Беляцким Миколу Кулиша…
Сегодня из названных режиссеров во Львов приехал со своим "Гамлетом" только Андрей Жолдак. Иные же оставили если не профессию, то страну, а то и планету. Спектакль "Гамлет. Сны", поставленный мятежным Жолдаком в Харьковском театре им. Шевченко, пожалуй, стал самым сильным впечатлением нынешнего фестиваля. Из украинской программы не вызвал нареканий известных мне львовских журналистов разве что "Морфий", который в недавно созданном театре "Вільна сцена" поставил Дмитрий Богомазов. И "Отелло", год назад воплощенный Виталием Малаховым на сцене театра им. Франко, и "Лев и Львица", спектакль, поставленный прошлой осенью Станиславом Моисеевым в руководимом им Молодом театре, многих смутили слишком поверхностным, как для самых наипервейших театров страны, подходом к затронутым в них проблемам. Между тем, Федоришин привез во Львов те из столичных спектаклей, которые были отмечены титулами и, пусть символическими, но все же премиями "Киевской пекторали". Директор фестиваля, похоже, рассчитывал, что они оправдают его лозунг: "Классика глазами эксперимента" (к слову говоря, не все вошедшие в афишу "Золотого Льва-2002" спектакли соответствуют этому слогану хотя бы потому, что поставлены не по классическим произведениям).
Впрочем, на фоне иных работ, привезенных из-за рубежа, названные отечественные спектакли выглядели вполне прилично. Думаю, не только профессиональных критиков, но и малоискушенную публику разочаровали достойные разве что третьего курса театрального института чеховские "Юбилей" и "Предложение", которые без всяких попыток не только экспериментального, но и оригинального прочтения в австрийском Театре "ТАБОР" поставил Анатолий Глухов. Не вызвал восторга и "Отелло", сюжет которого исполнители из японского Театра Angelus лихо разыграли за полтора часа. Психологическому исследованию причин зла режиссер Наоми Окаи предпочел формы публицистического театра, в котором демонстрируют кадры кинохроники, запечатлевшей не самые светлые страницы истории человечества, а воплощающий вселенское зло Яго под тяжелые звуки электрогитары размахивает черным флагом. В социально-политическую плоскость перевел конфликт пьесы Николая Коляды "Венский стул" Юрий Пахомов, поставивший ее в Томском драматическом театре. Благодаря такому смещению акцентов зрителю пришлось погружаться в набившую оскомину историю некогда могущественной страны вместо того, чтобы сосредоточиться на интимных переживаниях ведущих извечную борьбу за власть друг над другом мужчины и женщины.
На уровне политической агитки прочитал пронизанную болью за униженных и оскорбленных "Маклену Грасу" Миколы Кулиша Федор Стригун, поставивший это классическое произведение в Тернопольском театре им. Шевченко. Очевидно, решив, что классик не сумел сполна выразить идею бесчеловечности власти, пытающейся эксплуатировать чужой труд, режиссер нафаршировал текст Кулиша репликами о рухах и прочих партиях, которые и без того каждодневно надоедают со страниц газет и экранов телевизоров. Эта заполитизированность, которая все больше поражает общество, проявилась даже у брезгующего какими-либо политическими контактами Романа Виктюка, каждый год привозящего в город своего детства и юности премьерный спектакль. "Наш Декамерон" Радзинский более десяти лет назад написал для Романа Григорьевича, о чем тот напомнил все еще интересующимся его персоной журналистам. Вторую сценическую редакцию этой некогда суперактуальной пьесы о русской проститутке Маше, вышедшей замуж за французского негра Мишу и ставшей королевой Элизабетой в некой африканской стране, Виктюк осуществил с замечательной актрисой Ириной Апексимовой в заглавной роли.

Ностальгию по классическим уже "Служанкам" пробудил у театральных гурманов Владимир Зайцев, остервенело игравший в "Нашем Декамероне" нескольких мужиков, "пользующихся" провинциалкой Марией.

Людмила Погорелова, вызывающая смешанное чувство сострадания и брезгливости в роли мамы будущей интердевочки, еще недавно сама игравшая молодых, напомнила, как быстротечно время… И вот эти, как всегда мощно заряженные Виктюком актеры также тратят силы и время на то, чтобы объявить виновными во всех наших бедах бывших и ныне здравствующих политических лидеров, чьи портреты мозолят глаза со сцены. Режиссер поддался всеобщему искушению искать причины больших и малых проблем извне. Страсть к политиканству, которое делает нас нетерпимыми к тем, кто не с нами, и очень лояльными по отношению к своим внутренним врагам (эгоизм, гнев, зависть, жадность…), одолела и этого, всегда напоминающего о своей аполитичности человека. Ему ли не знать, что подлинная глубина в жизни и искусстве возникает тогда, когда мы имеем мужество осознавать свою причастность не только к доброму, разумному, вечному, но и к порочному, глупому и подлому, когда корень страданий ищем в собственном сердце.
К сожалению, нынешний "Золотой Лев" из-за финансовых проблем посетили не все (и я подозреваю, что не всегда те) коллективы, которые фестивальную афишу первоначально должны были украсить. К счастью, в конце фестиваля в часовом спектакле "Сначала была песня" мы увидели двух замечательных певиц, Викторию Хану и Марьяну Садовскую, исполняющих аутентичные древнееврейские и древнеукраинские песни. Уж простите за спровоцированный их человеческой искренностью и профессиональным мастерством пафос и смелое предположение, но эти две актрисы способны сделать для декларируемых политиками "мира и дружбы между народами" больше, нежели все вместе взятые президенты, МИДы и дипломатические корпусы.

Вадим Дышкант




Владимир Зайцев

Rambler's Top100

Сайт управляется системой uCoz