АиФ
№ 16 (1017)
19 апреля 2000 г.

РОМАНА ВИКТЮКА ПОКИНУЛИ ЗВЕЗДЫ

Истинная слава Романа Виктюка, режиссера-новатора, постепенно сходит на нет. О его последних спектаклях говорят как об откровенных неудачах. «Сатурном, пожирающим своих детей» — так теперь все чаще называют Романа Григорьевича. Называют те, кого он «породил», на ком держался репертуар и, следовательно, громкая слава режиссера: Сергей Виноградов, Владимир Зайцев, Николай Добрынин, Эра Зиганшина, Сергей Маковецкий, Лия Ахеджакова. Все они ушли от Виктюка. Конечно, разногласия не новость в творческой среде, но неписаный закон театра гласит: конфликт — это памятник на могиле творчества.
Блистательный исполнитель роли Мадам в нашумевших «Служанках» Сергей Виноградов оставил Виктюка еще в 1994 г. «Я покинул театр по творческим соображениям. Одно из них — «Маркиз де Сад». Мне просто стало скучно». На прощание Сергей попросил: «Не держите зла». И Виктюк ответил: «Ну что ты. Я человек незлой». Но и месяца не прошло, как «незлой» Виктюк начал повсюду говорить, что Виноградов украл у него спектакль. Может быть, природа конфликта — творческая ревность? «Все не так просто. Там очень серьезный замес. Несмотря на безусловный талант этого человека, он тем не менее сгибается под своими комплексами, своими пороками… Я не хочу об этом говорить. Для меня сейчас этот человек отвратителен».
Людмила Вергасова, директор театра, сделала с Виктюком семь спектаклей. «Декамерон» — восьмой. Режиссер трижды брал ее на работу и трижды увольнял. Но влюбленная в творчество Виктюка, она прощала ему эти выходки. Прощала, пока художник Виктюк исследовал темы вечные — одиночество, тоску по любви, изломы человеческой души. Разлад начался на «Маркизе де Саде». Тропа садо-мазо-гомо, с точки зрения Вергасовой, — бессмысленная, ведущая в никуда. Назревавшая творческая несовместимость и стала прологом к полыхающему сегодня скандалу.
В 1999 г. Вергасова откликнулась на предложение Виктюка взяться за восстановление «Декамерона». Была назначена дата премьеры в Риге. Приглашенная на роль Маменькиного Цветочка актриса Ирина Апексимова сутками не выходила из театра. Она должна была освоить сложнейший драматургический рисунок всего за месяц. Репетиции шли без Романа Григорьевича, который улетел в Америку. Вернувшись, Виктюк несколько раз пришел в театр. И вдруг… Апексимовой Виктюк позвонил и сказал, чтобы она ни в коем случае не приходила завтра на репетицию. Дело в том, объяснил Роман Григорьевич, что Эдвард Радзинский пришел в ярость: он сам подумывал о возвращении на сцену своей пьесы, но в главной роли драматург видел певицу Лолиту.
На следующий день Ирина Апексимова все-таки пошла на репетицию. Пришли и остальные участники постановки — Эра Зиганшина, Владимир Зайцев. Людмила Вергасова предложила им выбирать дальнейшую судьбу и спектакля, и, в общем-то, свою собственную. Либо откладывать назначенную премьеру и, значит, похоронить спектакль, либо рискнуть и, несмотря на разрастающийся конфликт, все-таки начать играть. Актеры единодушно выбрали последнее.
Все участники возобновленного «Декамерона» улетели на премьеру в Ригу. По всему городу уже висели афиши, на которых стояло имя Романа Виктюка. Но на столе у директора театра лежал факс, подписанный Виктюком и Радзинским, с категорическим запрещением выпускать актеров на сцену. Местные власти разрешили сыграть премьеру. Правда, на всякий пожарный оцепили театр полицией.
Ситуация с милицейским кордоном повторилась в Москве 7 апреля на спектакле «Декамерон». Какие-то сомнительные люди из прокуратуры угрожали прийти на спектакль и опечатать кассу. Вергасова начинает привыкать к угрозам. К ней уже приезжали домой «представители» Виктюка. С точки зрения закона Людмила Ильинична надежно защищена — у ее коллектива, единственного в стране, есть лицензия, разрешающая играть «Нашего Декамерона». Есть и документ, подписанный Эдвардом Радзинским, что он разрешает играть его пьесу и утверждает актерский состав. Повествование Виктюка о запрещении драматургом спектакля — хорошо сочиненный сюжет, где вымысел мешался с правдой. Вернувшись из Америки, он сам позвонил Радзинскому и сказал: «Без твоего разрешения репетируют »Декамерона«.
И Эдвард Станиславович действительно, по его собственным словам, »взбесился«. Особенно когда услышал про Ригу, где постоянно крадут его спектакли. Виктюк же предложил Радзинскому подумать над новой версией »Декамерона«, в которой бы играла Лолита. И Виктюк якобы уже начал репетировать. Радзинский, чтобы помочь режиссеру, подписывал какие-то бумаги, зная о тяжелом финансовом положении театра. Но потом обнаружил, что никаких репетиций нет! »Когда мне позвонил прокурор и сказал, что ему поручено вести уголовное дело против Вергасовой и актеров, я немедленно позвонил Виктюку. Он испугался и не взял сам трубку. Я сказал: «Как может человек, которого всю жизнь преследовало государство, кого-то преследовать? Это психология раба. Это страшно. Когда раб становится сильным, он беспощаден».
Вот от этой беспощадности раба ни Вергасову, ни ее актеров не может защитить никто. Разве что они сами — своей честной и профессиональной работой. Сатурн, как известно, — бог посевов. По римской мифологии. А по русской — «Что посеешь, то и пожнешь»…

Марина Невзорова




Владимир Зайцев

Rambler's Top100

Сайт управляется системой uCoz